Pages Navigation Menu

Почему велосипед устойчив во время движения

Почему велосипед устойчив во время движения

Когда мы впервые пытаемся ездить на велосипеде, то частенько задаемся вопросом, как же можно ездить на таком транспорте, ведь здесь всего два колеса? Интересно то, что когда велосипед стоит, он сразу падает, если его отпустить. Если же велосипед движется, пусть даже без человека, то он может проехать, не падая, хоть даже 50 метров, пока не начнет останавливаться.

По поводу этого явления есть несколько теорий. Исходя из одной теории, велосипед не падает во время движения потому, что человек рулем управляет силой тяжести. Когда велосипед начинает клониться на бок, человек поворачивает руль в сторону падения, тем самым стабилизируя машину.

Но эта теория верна лишь частично, ведь многие знают, что на большой скорости велосипед едет практически сам, без серьезных препятствий упасть с него на высокой скорости просто невозможно. К примеру, многие велолюбители могут легко ездить на велосипеде без рук, то есть, не используя руль.

велосипедВ более сложной теории устойчивости велосипеда учитывается гироскопическое явление. Из этой теории следует, что велосипед будет устойчив, если центр тяжести расположен между опорами, то есть тачками касания колес и земли. Чтобы проверить эту теорию изобрели так называемый «не ездящий» велосипед модели НВ-1. На переднюю вилку этого велосипеда установили дополнительное колесо, которое не касалось дороги. Колесо во время движения велосипеда раскручивали в другую сторону, таким образом, в сумме момент сил был равен нулю.

В итоге эксперимент не подтвердил теорию, и на нем было достаточно легко ездить.
В результате многократных экспериментов ученые пришли к выводу, что велосипед устойчив во время движения по тому, что колесо имеет свойство самостоятельно выравниваться. Чтобы проверить эту теорию был изобретен еще один не ездящий велосипед НВ-3. В таком велосипеде ось переднего колеса сдвинули на 10 см вперед. В результате этого точка касания колесом земли оказалась значительно дальше, чем пересечение оси руля с землей. В итоге получился очень не устойчивый велосипед. При движении его без велосипедиста он сразу же падал на бок. Однако интересен тот факт, что ездить на таком велосипеде все же возможно, хоть и менее безопасно и тяжело.

Конечно же, этот фактор нельзя назвать основным, который влияет на устойчивость велосипеда. Вообще сегодня ученые насчитывают до полутора десятка разнообразных факторов, которые влияют на устойчивость велосипеда.