Pages Navigation Menu

Физика и цвет

Физика и цвет

Проведем небольшой опыт. В самой обычной комнате нужно включить лампу дневного света, затем включить настольный светильник, однако, ввернуть в патрон не обычную лампочку накаливания, а лампу красного цвета. 

Если положить на стол возле лампы обычный лист белой бумаги, а заем поместить между красной лампочкой и этим листом предмет – разумеется, этот самый предмет будет отбрасывать на лист тень, однако, не совсем обычного цвета – зеленого.

Чем объяснить это явление?

 Объяснение этого примера строится на физиологии и физических природных явлениях. Дело в том, что наше сознание воспринимает тень от отбрасываемого предмета контрастной красному цвету. В природе красный и зеленый цвета являются цветами противоположными, а еще – дополняющими.

В XVII веке Исаак Ньютон разложил обычный белый свет на спектральную гамму, обнаружив, что, при условии преломления обычного луча стеклянной призмой, этот луч разлагается на семь цветов радуги – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. 

¶

Ньютон продолжил проводить опыты со светом и цветом, и однажды обнаружил, что, если «задержать» один из цветов, то луч теряет спектральное разложение, и становится одним цветом – противоположным задержанному. Так, если убрать зеленый, то луч станет красным, если убрать желтый, то цвет станет синим и так далее. Соответственно, цвет будет противоположным, если убирать цвета наоборот.

Так же и в нашем эксперименте. Отбрасываемая тень будет казаться нашему мозгу красной, если мы ввинтим в настольную лампу лампочку зеленого цвета.

Что же касается физиологического восприятия, то цвета воспринимаются мозгом при помощи зрительных нервов. Черный и белый цвета называются ахроматическими, потому что воспринимаются мозгом только с точки зрения цветности. Но никак не насыщенности. Остальные спектральные цвета отличаются богатой гаммой цветов и оттенков, воспринимаемых мозгом, и называемых хроматическими. То, что природой заложено, как дополнительные цвета, человек назвал контрастными – они не приглушают друг друга, а, наоборот, подчеркивают яркость и сочность друг друга.

Описанное явление можно использовать по-разному. Для маленьких детей подобный фокус может стать введением в физику, как науку – многие подобные явления воспринимаются юными умами, как волшебство.

Эти знания так же пригодятся и взрослым в работе и жизни. Художники часто используют прием разложения света на составляющие для лучшей подачи своих творений; так же часты инсталляции с использованием этого физического явления. Так же осветители (тоже в какой-то мере художественная профессия) в своей практике часто сталкиваются с подобным и подчас применяют на практике.